Однофамильцы.

 

 

 

 

В этом разделе собирается информация о людях, носящих фамилию – Бояршинов, Боронников, Килунин, Нецветаев, Плешков. Содержит сведения из интернета и информацию, присланную посетителями этого сайта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Деревенька моя на карте и в памяти

 

В двух соседствующих районах - Оханском и Очерском, известных в Пермской области своей территориальной скромностью, кануло в Лету свыше пятисот деревень, хуторов, починков. И не со времен восшествия на российский престол первых Романовых, а за какие-то 50-60 лет XX века. Эти годы пришлись на коммунистический тоталитаризм и Советскую власть.

Крестьянское поселенческое обилие издревле было в России основой производства сельскохозяйственной продукции, развития многочисленных ремесел, роста крестьянского народонаселения.


Для большевиков же и Советской власти широкое крестьянское расселение не вписывалось в их аграрную стратегию, они даже боялись его, не без основания полагая, что в российской глубинке зреют "гроздья гнева" на новые порядки в ее жизни. Начавшиеся в ряде мест вооруженные крестьянские восстания были ответом насилию большевиков. Власть сразу же после октября 1917 года взяла деревню в жесткие экономические шоры, навязала ей свой политический диктат, и на протяжении десятилетий не выпускала глубинку из этих "объятий".
Сначала неброско, а потом с нарастающим нажимом новая власть приступила к сокращению "лишних" населенных пунктов. За полвека "под нож" попало 816 тысяч сельских поселений. Семью моего деда Г. П. Бурдина дважды сгоняли с насиженных мест: сначала с обособленного проживания - на хутор, а потом и его "прихлопнули", заставив жителей "прописаться" в ближайших деревнях. В послевоенное время с подачи Н. Хрущева началась масштабная ликвидация "неперспективных" деревень, пошло на убыль их число и после слияния мелких колхозов в крупные.


Исчезновение деревень - это невозвратная гибель усадебных и пахотных земель, умерщвление многих ремесел, зарастание святых для селян мест - погостов с прахом их предков. А чем измерить душевные травмы людей, принужденно согнанных со своих исторических мест проживания, порушенные традиции и уклад жизни?

Исчезновение деревень - это не просто исчезновение одному лишь Богу известных Шитиков, Бабиков, Поломов, Налимов, сотен других населенных пунктов. Это исчезновение мощного пласта отечественной истории, в котором на протяжении веков отразились все революционные, социально-экономические потрясения, выпадавшие на долю нашего государства.

 

Каждая исчезнувшая (о здравствующих и не говорю) деревня славилась своими умельцами: пимокатами, портными, тележных, санных и кузнечных дел мастерами, знатоками фольклора, знахарями, коновалами... Не забыт случай, когда из деревни Малый Чуран (Оханский район) в волостной центр - село Андреевка - приехал Никита Бояршинов на... деревянном велосипеде. Посмотреть на такое диво сбежались все от мала до велика. Житель деревни Полом того же района Никон Бояршинов смастерил из луба крылья, хотел подняться на них и облететь родную деревню. Смелый прыжок с крыши собственного дома, стоявшего на краю оврага, чуть не лишил его жизни. Лубяные крылья не удержали Никона, и он ударился о землю. Деревенская знахарка выхаживала мужика больше месяца. Когда он встал на ноги, снова вернулся к своей мечте.


Из "умерших" деревень вышло множество талантливых, известных людей. Ну кто бы мог подумать, что босоногий Гриша Носов из деревни Билимбаиха (Очерский район) станет крупным ученым-атомщиком, лауреатом Ленинской премии, Героем Социалистического Труда. Давно исчезнувшая оханская деревенька Лотошна, знавшая пугачевщину, была родиной нынешнего мэра миллионной Перми Аркадия Каменева. С фронтов Великой Отечественной войны Героями Советского Союза пришли к порогам родных домов Николай Рудометов из Большого Чурана и Михаил Попов - уроженец маленького приошапского починка Одина. Названные примеры - малая частичка того, о чем можно было бы рассказать.


Есть еще одна причина, заставившая меня написать "плач" по "умершим" деревням. Канула в Лету коммунистическая идеология, воспитывавшая в нас (и не безуспешно!) любовь к большой Родине. Сегодня такой Родины нет, есть слабая Россия с крутым социальным неравенством людей - их бедностью и богатством. Общество распалось на две неравные части. Для одной главное - кусок хлеба, и что день грядущий ей готовит, для другой - банковские счета с бурно растущими вкладами. Тут уж не до любви к Родине.


Но любовь к родному краю - тем местам, где когда-то жили наши предки, где мы рождались, становились отроками, откуда уходили в жизнь, для большинства россиян - жива.


Помяну добрым словом журналистов "Оханской стороны". Вот уже несколько лет на ее страницах присутствует рубрика: "История и действительность: деревенька моя". Под нее идут историко-биографические материалы об исчезнувших и продолжающих жить деревнях, прослеживаются судьбы людей, целых родов. Право же, читается все это с большим интересом. И радуешься причастности малой родины к нашей общей большой Истории.


И вот результат системного журналистского труда и желания поведать читателю о прошлом его родного края: руководство Союза писателей России "за пропаганду славных страниц истории Оханского района" присвоило редактору газеты Екатерине Васильевой звание лауреата Всероссийской премии имени Константина Симонова с вручением золотой медали.


Недавно вышла книга стихов оханского юриста Александра Ширинкина. Назвал он ее "Я о звездах и родине песни пою"... Многие страницы посвящены деревне, исчезнувшей с карты района, и здравствующей.


Сборник стихов А. Ширинкина дышит любовью к прошлому и сегодняшнему дню оханской деревни, так много пережившей за годы командно-административной диктатуры, звучит призывом знать и уважать свою малую родину.
Вторая книга автора - "Мы твои сыновья, родина", посвящена раскулачиванию и политическим репрессиям на территории Оханского района в 1918-1943 годах. Читать ее страшно, через сознание проходят сотни человеческих жизней, невинно загубленных во имя господства коммунистической диктатуры. Многие скажут автору спасибо за память о жертвах политгеноцида.


Очерцы могут похвастаться совершенно беспрецедентным фактом: лесовод - пенсионер Сергей Терентьевич Мокрушин, много лет живший в селе Киприно, положил начало возрождению своей когда-то исчезнувшей родной деревни - Абрамичи. Чтобы увидеть, как он с женой обустроился на земле предков, надо побывать у него. Умершая деревня имеет право не только на память, но и на возрождение.

Борис БУРДИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz
(прим.)